Сатанизм — ряд мировоззрений и верований, в которых образ Сатаны трактуется как символ могущества и свободы. Сатанизм зародился в древнем Ираке. Упоминания об организованном поклонении Сатане отслеживаются в Европе в Средние века. Историки свидетельствуют о существовании сатанинского культа при королевском дворе Людовика XIV.
На данный момент существует несколько разновидностей сатанизма. Наиболее распространенным в XXI веке является Сатанизм Ла Вэя, рассматривающий Сатану как символ.
Сатанизм определяют по-разному: от «идеологии поклонения злу» и «преклонения перед злым началом в жизни» до "инвольтации к эгрегору Сатаны» и «сплава идей и образов, олицетворяющих развитие, многообразие, величие, силу, могущество, творчество, индивидуализм, дерзость, гордость, знание — всего того, что способствует Жизни и ее развитию».
]История сатанизма
Сатанизм, как поклонение Темным богам берёт своё начало в древнем язычестве. Язычник не только верит в существование злого духа, но и служит ему. Злой дух для него такое же божество, как и добрый дух. При этом гневным тёмным богам и их умиротворению отводилось не меньшее, а зачастую и большее значение, нежели светлым. Христианство же заняло по отношению к злому духу совершенно иную позицию.
Признавая формально его существование, не думая его отрицать, введя это положение в догмат, оно объявило злого духа Сатаной (то есть противником), врагом благого божества, как бы противоположением божества. В христианстве всякая попытка обращения к Сатане, как к высшему духу, является богоотступничеством.
Вообще, конкурирующие культуры склонны к демонизации высших сущностей противостоящих религий независимо от олицетворяемых ими сил. Так, например, Православие безусловно относит к демонам весь пантеон языческих божеств древних славян. Ещё более любопытен пример развития конкурирующих ведической и зороастрийской культур, имеющих общие географические зоны распространения и единые мифологические корни: здесь имеет место быть взаимная демонизация и аналогичное взаимное признание благостности двух противоположных сторон одного мифологического конфликта — конфликта между благими защитниками Дэвами и восставшими Асурами в ведической традиции и равным образом между благими защитниками Ахурами и тёмными злобными духами Дэвами в зороастризме.
И вот народ, всё ещё пропитанный духом своего древнего язычества, никак не мог или не хотел понять и принять это новое воззрение на духа мрака и зла: для него он всё ещё был бог, и он служил ему, надеясь умилостивить и отвести гнев.
Вышесказанное верно для явно тёмных духов, таких, как Ламашту, Чернобог и Ламия. Но и другие боги, имеющие целиком или во многом благотворную природу, впоследствии стали демонами, в частности Аполлон (одно из имён Дьявола в библейской литературе — Аполлион). Также Бел (Баал), и другие.
Это связано с тем, что Дьявол аккумулировал в себе в основном черты бога Преисподней, а более общо — неолитического бога Земли. Или ещё точнее — неолитический бог Земли путём длительной и сложной эволюции образа стал Дьяволом христиан. Его цвет — чёрный, что вероятно связано с местом его обитания — подземелья, где господствует мрак.
К атрибутам Чёрного бога в частности относятся огонь, фаллос, змеи, волки, козлы, кошки, естественно — связь с подземным миром. [8]
Существенно, что суббота в древности была посвящена именно Чёрному богу, Сатурну, Кроносу в Юго-Восточной Азии — божественному змею Наге. В Вавилоне день sabattu считался особенно несчастливым и в него рекомендовалось ничего не делать, предаваться праздности, отказывать себе в этот день полагалось даже в нуждах. Но изначально sabattu Вавилона не был еженедельным, он связывался только с днём полнолуния. Лишь позднее, но также в Вавилоне, sabattu стал еженедельным.
В глазах христиан языческие празднования субботы и почитание Чёрного бога превратились в сборище нечистой силы, отсюда средневековое представление о «шабаше ведьм».
]
]Религиозный сатанизм
Проследить момент возникновения религиозного сатанизма на текущий момент чрезвычайно тяжело, поскольку длительное время принадлежать к данной религии было смертельно опасно, а также поскольку различные христианские течения (напр. католики и катары ) обвиняли друг друга именно в поклонениии Дьяволу.
Тем не менее «Полная Книга по Демонолатрии» называет 1312 год н. э., как год создания списка девяти высших демонов, сохраняющегося неизменным (в данной традиции) вплоть до наших дней. В этой же книге отождествляются сатанизм и демонолатрия, как синонимы.
На данный момент существует несколько традиций религиозного Сатанизма. Среди них:
1. Валентин Скавр, один из крупнейших представителей религиозного Сатанизма.
Данная традиция принимает такие ценности, как честь, воля, разум, ответственность. При этом в первую очередь — ответственность перед Сатаной. Она утверждает необходимость служения Дьяволу для сатаниста, необходимость следования и соответствия ему, а также — необходимость быть достойным Ада и Дьявола.
Также В. Скавр называет Ад и Дьявола враждебными существующему мироустройству, как порождению Света, а конечной целью Дьявола — гибель — этого мироустройства, в котором Светом(7) скован изначальный Хаос, но также Хаос и Ад — как сути вещей во Вселенной.
Цитадели моей веры и любви к Дьяволу над людским морем владычествуют.
Скалы чести моей и гордости раздирают покровы небес.
Природа моя живет, чтобы возвеличивать Сатану.
Всегда и везде мои черные корни прорываются.
Меж языков пламени — я ветер Хаоса бессмертный, который веет.
Вопреки распространенным предубеждениям против сатанизма, Валентин Скавр не ограничивается в своих работах инверсией христианства, хотя и активно к ней прибегает. Его работы содержат собственную космогонию.[19]
Хаос и Тьма изначальны…
В безвременье Они пребывают в Бездне, той, что есть Абаддон, простираясь в себе, и продолжаясь в бесконечности.
Тьма наполнена Хаосом, и Хаос продолжается во Тьме; Тьма продолжается в Хаосе, и Хаос наполнен Тьмою.
Они есть источник всего, ибо всё заключено в Них; Они есть начало и конец всего сущего и несуществующего; Они есть лоно любой Мудрости и Безумия.
2. Temple of The Black Light (TOTBL, Храм Черного Света, ранее также носивший имя MLO) придерживается сходных взглядов на сатанизм, как служение Сатане и Аду. Также TOTBL называет конечной целью Дьявола уничтожение существующей Вселенной и высвобождение Дракона. Основные ценности традиции перечислены в «Сатанинском символе веры».
Я принимаю Сатану, бога ярящегося хаоса, как своего Повелителя и Отца, и подчиняюсь только Его закону — всецелому беззаконию.
….
Я верю в мужество, силу и власть, и поэтому отвергаю жалость, сострадание и трусость — оковы старого эона, которые удерживают слабых порабощёнными.
….
Я верю в дисциплину и верность. Ибо раз наша цель — хаос, в нашем Ордене должен господствовать порядок.
….
Я верю в формулу бесконечного тёмного эона «Chao ab ordo» и предвижу разрушение господствующего космического порядка.
….
Либер Азерате.
Помимо наличия собственной космогонии, Храм Черного Света также официально признает ряд культов Темных богов и богинь дохристианского периода и рекомендует их почитание.
К упомянутым божествам относятся в частности Сетх и Абзу (египетский и вавилонский боги соответственно), а также Апеп, Зохаг, Нидхегг и другие.
К Темным богиням в частности относятся Лилит, Ноама, Махалат, Играт, Геката, Ликания, Персефона, Хель, Эрешкигаль, Кали, Бафомет, Сехмет и Вампирия.
Космос в работах TOTBL зачастую называется иллюзией:
Предкосмический хаос (первозданный хаос) олицетворяется драконом Тиамат, тогда как посткосмический хаос (ярящийся хаос) представлен чёрным драконом Хубур.
Познавая и пробуждая чёрного дракона — акаузальный огонь, маг открывает истребляющее око хаоса и уничтожает иллюзию — конечный, ограниченный космос.
Либер Азерате.
]Сатанизм ЛаВея
Знак Бафомета — официальный символ Церкви Сатаны Cатанизм ЛаВея, как философия и основанная на ней религия, был сформулирован в США в 1960-е годы Антоном Шандором ЛаВэем, собравшим вокруг себя самых разных людей и посвятившим жизнь творчеству и изучению особенностей человеческого поведения.
С философско-мировоззренческими основами каждого из перечисленных направлений лучше всего знакомиться непосредственно на указанных ресурсах, тем не менее следует отметить общие для всех перечисленных движений черты:
- Дьявол является центральной фигурой в сатанизме. Это естественно для религиозного сатанизма:
Жизнь и Смерть — во имя Сатаны. Вам надлежит служить Сатане, ибо Сатана — ваш Отец и Повелитель. Codex Daemonorum, V. Scavr.
Но также разделяется атеистическим:
Все, чем правит Сатана, есть олицетворение Левого Пути. Сатанинская библия (The Satanic Bible), A.S. LaVey.
Также большая часть традиций, признавая множество демонов, называет Сатану Aeterna Majestas (Вечным Повелителем) и владыкой Ада.
- Необходимость личного развития.
Религиозный сатанизм как правило предполагает длительную и довольно тяжелую тренировку адепта. В результате этой тренировки, впрочем, адепт обретает личную и магическую силу.
Некоторые традиции даже напрямую говорят о достижении божественной силы (превращении адепта в одного из богов).Сатанизм ЛаВея в меньшей степени требует личного развития, предполагая самообожествление индивидуума непосредственно в текущей фазе его развития.
- Отказ от христианского мировоззрения. Это включает как описанные в Библии «факты» (космогония, потоп, etc.), так и нормы христианской морали.
Отказ в отличие от «переворачивания» предполагает не «мораль наоборот», а иную систему ценностей, частично могущую совпасть с христианской.
Сатанизм независим от христианства, что подчеркивается всеми рассмотренными традициями. В зависимости от традиции, мировоззрение и отношение к вопросам чести и морали может существенно отличаться.
- Магия. Все вышеприведенные традиции предполагают обращение к магии; при этом многие из них требуют развития, некоторые ограничиваются рекомендациями по конкретным ритуалам.
]Лица, повлиявшие на сатанинскую философию
]Сатанисты
- Антон Шандор ЛаВэй — основатель Церкви Сатаны и автор "Сатанинской библии" (1969).
- Валентин Скавр (Valentin Scavr), автор «Маледиктум» (лат. Maledictum) и «Книги Десяти Воззваний» (лат. Codex Decium), а также ряда других произведений.
- Майкл Форд (Michael Ford), автор «Люциферианского ведьмовства» (Luciferian Witchcraft), Liber HVHI и многих других книг. Основатель Black Order of the Dragon («Ордена „Черного Дракона"») и The Order of Phosphorus («Ордена Фосфория»), ныне глава обоих орденов.
- С. Конноли (S. Connolly), автор «Полной Книги по Демонолатрии» (The Complete Book of Demonolatry) и других.
] ...а также
- Алистер Кроули — оккультист, называвший себя «Зверем Апокалипсиса».
- А. Д. Чембли (A.D. Chumbley), автор книг Azoetia, Qutub и других. Автор гримуаров по черной магии, в которых в частности содержатся воззвания к Люциферу и Ноктиферу, а также упоминания Лилит (как богини).
- Элифас Леви, оккультист XIX века.
- Карл Густав Юнг (Karl Jung) — швейцарский психиатр, автор идеи архетипа.
- Маги Хаоса: Фил Хайн, Питер Кэрролл, Остин Осман Спэйр и другие.
]Символика сатанистов
- Перевернутая пентаграмма (правильная пятиконечная звезда, два луча которой направлены вверх). Известна как Сатанинский символ с XIX века.
- Печать Бафомета — официальный символ Церкви Сатаны. Являет собой перевернутую пентаграмму с вписанной в нее головой козла. В кольцо вокруг пентаграммы, напротив каждого луча звезды, вписано имя «Левиафан» (ивр. לִוְיָתָן).
- Число Зверя (666), будучи числом, описанным Библией, является тесно ассоциируемым с сатанизмом символом. Считается символом Великого Зверя или Антихриста.
- Отчаянные попытки «втиснуть» в описание Зверя личность Нерона или Калигулы предпринимаются издревле, а в некоторых древних списках Книги Откровения Иоанна вместо 666 даже приводится число 616. Это связано с тем, что слова «Nero Caesar», записанные буквами еврейского алфавита, дают в сумме 666, только если к имени «Nero» в конце добавить еще одну «N». В противном случае получается сумма 616.
- Существует также версия, что мистический смысл, приписываемый числу 666 появился в результате неверной трактовки записи римских цифр. Если записать первые 6 римских цифр — 500, 100, 50, 10, 5, 1 в ряд по убыванию, то по правилам построения римских чисел мы получим как раз число 666. Т.о. вся шумиха вокруг 666 скорее всего является продуктом неправильной трактовки фразы «на тела людей начнут наносить римские цифры (или просто цифры — числа)». Между тем практика клеймения рабов порядковыми номерами действительно в те времена существовала.
- Однако, для последователей Антона Шандора ЛаВея это число не имеет какого-то особого значения и используется ими, скорее, для высмеивания суеверий, которые имеет массовое сознание в отношении данного числа.
Прибегая к числу 666, мы прибегаем к чему-то, чего страшатся христиане. Другими словами, если они перейдут к использованию 616 в качестве числа зверя, тогда мы начнём использовать его. — Питер Гилмор
Мы не боимся числа 666, равно как и не придаём ему какого-либо определённого значения — то же самое касается и числа 13. С исторической точки зрения, 666 — это имя императора Нерона, сокращённое до своего нумерологического значения посредством древнееврейской гематрии. Сатанисты считают это затейливой причудой, не имеющей, однако, никакой реальной ценности, — за исключением той, что она является свидетельством долгой истории людских попыток приписать значимость тому, что, если говорить объективно, таковой не имеет.
|
- Перевернутый крест и символика перевёрнутого креста — несмотря на то, что часто ассоциируется с сатанизмом, как и многие другие символы, в сатанизме ЛаВея не имеет особого значения. По преданиям, на перевернутом кресте распяли апостола Петра, потому что он считал себя недостойным умереть как Иисус Христос. Изображён на троне папы римского.
перевернутый крест хорактерен не для сатанизма, а для антихристианства, |
|
|
- Двуглавая змея — специфичная символика, используемая сатанистами на территории постсоветского пространства (в частности сатанинскими Орденами «Черный Свет» и «Иерархия Сатаны»). Обозначает два вида власти — светской и религиозной, внутри орденов.
]
]